Здания и сооружения монтируют из железобетонных, металлических и деревянных конструкций. Металлические конструкции используют, когда применение сборного железобетона технически невозможно или экономически нецелесообразно. Из них монтируют большепролетные покрытия производственных и общественных зданий, легкие структурные покрытия, технологические конструкции металлургических и нефтехимических комплексов, пролеты мостов, каркасы высотных сооружений и т. д. Из деревянных, преимущественно клееных, конструкций монтируют покрытия сельскохозяйственных и спортивно-зрелищных зданий, сооружения, подверженные воздействию агрессивных сред, и т. д. За последние годы временные складские, выставочные и спортивные здания монтируют также и из пневматических конструкций.
Монтаж строительных конструкций — это комплексно-механизированный процесс поточной сборки зданий и сооружений из элементов и конструктивных узлов заводского изготовления. До начала монтажных работ должны быть выполнены все работы подцепи ной части зданий. Монтаж конструкций, как правило, следует вести непосредственно с транспортных средств.
При монтаже должна быть обеспечена неизменяемость и устойчивость каждой смонтированной конструкции или ячейки сооружения. Последовательность монтажа должна предусматривать возможность сдачи в заданные сроки отдельных участков сооружения под отделку или монтаж оборудования.
Монтаж строительных конструкций состоит из подготовительных и основных процессов.
В подготовительные процессы входят транспортирование, складирование и укрупнительная сборка.
Основные процессы — это подготовка к подъему и подъем конструкций, выверка и временное закрепление, замоноличивание стыков и швов, а также противокоррозионная защита конструкций.
В зависимости от степени укрупнения собираемых элементов различают следующие методы зданий и сооружений:
- мелкоэлементный монтаж из отдельных конструктивных деталей. Ввиду значительной трудоемкости применение этого метода ограничено. Примером мелкоэлементного монтажа может служить полистовая сборка резервуаров;
- поэлементный монтаж — монтаж конструктивными крупными элементами (панели, колонны, плиты и т. д.). Этот метод имеет наиболее широкое распространение;
- блочный монтаж — из геометрически не изменяемых блоков, предварительно собранных из отдельных конструкций.
Монтажные блоки могут быть в следующем конструктивном исполнении:
- плоские — например, блоки элементов фахверка метал/личес-ких конструкций зданий, блоки оболочек;
- пространственные — например, блоки покрытий промышленных зданий, блоки объемно-элементных зданий и т. д.
В ряде случаев блоки могут иметь полную степень готовности, включая наличие коммуникаций и комплектующего их легкого оборудования. Примером могут служить строительно-технологические блоки покрытий одноэтажных промышленных зданий. Их выполняют в виде статически устойчивого блока, состоящего из ферм, связей, конструкций покрытия, кровли и подвешенных к блоку вентиляционных или других коммуникаций.
Принцип блочного монтажа принят за основу при комплектно-блочном методе строительства, разработанном в нашей стране. Сущность метода в том, что в стадии проектирования объект разделяют на крупногабаритные, но транспортабельные, конструктивно законченные и укомплектованные оборудованием монтажные блоки. Их изготовляют в обжитых районах в заводских условиях н затем в специальных контейнерах (боксах) доставляют на тяжелых самолетах, вертолетах, вездеходах или других транспортных средствах, к месту назначения, где из них собирают здания и сооружения.
Контейнер для транспортирования таких блоков, масса которых может доходить до 100 т и более, выполняют в виде легкого металлического каркаса с листовым (при необходимости — утепленным) покрытием.
Комплектно-блочный метод широко используют в стране при строительстве в необжитых районах, отдаленных от производственных баз нефтегазовых комплексов, насосных станций, технологических трубопроводов, подстанций и ряда других объектов.
Комплектно-блочный метод существенно улучшает технико-экономические показатели строительства. Применение этого метода позволяет переместить до 40% работающих со строительной площадки на сборочно-комплектовочные предприятия, расположенные в обжитых районах, и сократить продолжительность строительства в 2…2,5 раза. Развитию комплектно-блочного метода будут способствовать выпуск технологического оборудования, приспособленного для блочной компоновки, увеличение массы блоков и создание специальной техники для их транспортирования и монтажа.