Насаждения на городских улицах

Насаждения на улицах относятся к категории насаждений массового применения, поскольку жители городов проводят на улицах значительное время (до 2 ч в день). Следовательно, создание на улицах оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий — задача большого значения.

Площадь городских улиц составляет 12—15 м2 на одного жителя, не считая проездов внутри кварталов и микрорайонов. Общая норма площади насаждений на улицах на одного жителя —4,5 м2. Она изменяется в зависимости от удельного веса улиц различных категорий в общем балансе площади улиц. Указанная средняя норма изменяется и в зависимости от размеров города. Так, в крупных городах, где больше широких магистралей, эту норму целесообразно повысить до 5 м2 на одного жителя, в городах среднего размера она может быть снижена до 4, а в малых городах — до 3 м2.

Часто встречается озеленение, решенное в виде посадок одного ряда деревьев между проезжей частью и тротуаром. Иногда деревья высаживают и на тротуаре. В отдельных случаях рядовая посадка деревьев дополняется кустарниками. Разновидностью рассматриваемого типа озеленения являются посадки только на одной стороне улицы.

К следующему типу озеленения улиц относится посадка между тротуарами и проезжей частью двух и более рядов деревьев. Иногда на одной улице сочетаются оба типа озеленения — два и более ряда деревьев по одной стороне улиц и однорядная посадка по другой стороне.

Дополнительный прием озеленения — разделительные полосы на проезжей части улицы. Во многих случаях посадки между тротуарами и проезжей частью дополняются посадками между тротуарами и застройкой. Иногда, особенно в районах малоэтажной застройки, эти дополнения решены в виде палисадников, в других случаях —в виде открытых дворов.

Включение бульвара в габарит улицы — следующий тип ее озеленения.

Во многих городах применяют различные сочетания перечисленных типов озеленения. Для каждой конкретной улицы выбор типа озеленения определяется его назначением и следующими условиями: шириной улицы, интенсивностью движения транспорта и его видами (трамвай, троллейбус, автомобили), количеством пешеходов, этажностью застройки, назначением зданий, находящихся на данной улице (жилые, общественные, производственные, административные), системой озеленения района, в состав которого входит эта улица, направлением улицы по странам света и другими климатическими и микроклиматическими условиями.

В существующем городе все эти условия уже сложились и может быть изменена только интенсивность движения транспорта. Следовательно, при озеленении улиц таких городов речь может идти лишь о выборе наиболее эффективных для данных условий приемов озеленения. Иначе обстоит дело, когда вопросы озеленения улиц решают в процессе проектирования нового города. В этих случаях наиболее эффективный прием озеленения может продиктовать ширину улицы, ее направление и т. д. Применение насаждений на улицах для улучшения микроклимата в зданиях и на тротуарах — одна из важнейших задач озеленения улиц. Она может быть успешно решена затенением тротуаров и фасадов зданий зеленью.

Вопросы защиты пешеходов от чрезмерной инсоляции и теплового излучения окружающих поверхностей, а также защиты помещений в зданиях от инсоляции связаны с ориентацией улиц по странам света и с местными климатическими условиями. Различными будут требования к озеленению улиц при широтной (когда ось улицы имеет направление с востока на запад и фасады домов с одной стороны улицы обращены на юг, а с другой — на север) и меридиональной ориентации (когда ось улицы направлена с севера на юг и фасады домов с одной стороны улицы обращены на восток, а с другой — на запад).

На улицах широтной ориентации около фасадов домов, обращенных на север и не освещаемых солнцем, необходимо создавать тень только на тротуарах. Если такие улицы застроены высокими зданиями, то около их фасадов, обращенных на север, на тротуары падает тень от домов и в посадках для защиты от инсоляции вообще нет необходимости. В этих случаях тротуар может быть приближен к фасаду здания, что не повлечет за собой сильного теплового облучения пешеходов от стен, обращенных на север и мало нагревающихся.

На противоположной стороне улицы широтной ориентации около фасадов домов, обращенных на юг, нельзя рассчитывать на тень от зданий. Но нет необходимости и в защите от перегрева фасадов, обращенных на юг, так как благодаря высокому стоянию Солнца в летние месяцы они нагреваются незначительно. Это подтверждается соответствующими исследованиями. По данным Ташкентской геофизической лаборатории, в часы максимального уровня солнечной радиации вертикальная поверхность южной стороны домов -облучается солнцем меньше, чем поверхности, обращенные на восток и запад. Следовательно, на улице широтной ориентации около домов с фасадами, обращенными на юг, надо создавать тень только на тротуарах, посадив . по обеим их сторонам ряд деревьев средней высоты. Если ширина улицы этого не допускает, можно ограничиться одним рядом деревьев, посаженных между тротуаром и мостовой.

На улицах меридиональной ориентации приходится затенять не только тротуары, но и фасады зданий. При достаточной ширине улицы наибольший эффект дает посадка ряда деревьев по обеим сторонам тротуара, причем деревья между тротуаром и зданием должны быть высокими. Если ширина улицы недостаточна и посадка деревьев по обеим сторонам тротуара невозможна, посадки рекомендуют размещать только между тротуаром и мостовой, чередуя высокие и средние деревья.

Установлено, что на поверхность улиц меридионального направления в сутки поступает больше солнечной радиации, чем на поверхность улиц широтной ориентации. На поверхность улиц диагональной ориентации радиации поступает больше, чем на поверхность улиц меридионального, и меньше, чем на поверхность улиц широтного направления. Но стены зданий получают наибольшее количество радиации на улицах диагонального направления. Результаты исследований показали, что наименее благоприятна диагональная ориентация улиц.

Таким образом, приемы озеленения улиц различной ориентации для улучшения микроклимата довольно значительно отличаются по подбору пород деревьев и размещению их в плане улиц. Поэтому при проектировании озеленения улиц конкретного города важно знать соотношение протяженности улиц различной ориентации.

Целевое назначение насаждений на улицах не исчерпывается защитой от перегрева. Насаждения используют и для защиты пешеходов и зданий от пыли. Наибольший эффект при этом дают кустарники, расположенные группами или в виде живой изгороди и дополняющие посадки деревьев.

Насаждения на улицах защищают и от городского шума. Наиболее эффективны в этом отношении полосы смешанных посадок (деревья и кустарники) между проезжей частью и тротуарами, причем желателен ступенчатый поперечный профиль этих посадок: низкий и высокий кустарник, невысокие и высокие деревья. При таком расположении растений звуковая волна как бы «шагает» по зеленым «ступенькам» и сила шума с каждым «шагом» значительно уменьшается.

Противошумовые полосы насаждений особенно необходимы на магистралях общегородского и районного значения с интенсивным движением транспорта.

Возможность применения всех перечисленных типов озеленения в большинстве случаев ограничивается шириной улицы. Но в распоряжении градостроителей имеются некоторые приемы, позволяющие в известной мере преодолеть и эту трудность. Среди них заметное место занимает организация одностороннего движения, что позволяет занять насаждениями освободившуюся часть улицы. Не менее важный прием — перевод некоторых улиц на пешеходное движение (106). В ряде городов этот прием с успехом применен на практике. Весь транспорт направляется по параллельным улицам, а улица превращается в аллею с пешеходными дорожками, ширина которых позволяет в экстренных случаях подъезжать к зданиям на автотранспорте.

Размещение насаждений в плане улицы и степень плотности посадок устанавливают в зависимости от комплекса микроклиматических, планировочных и архитектурных условий для каждого конкретного случая. При выборе типа озеленения следует руководствоваться следующими положениями.

Озеленению подлежат улицы с наибольшей интенсивностью движения пешеходов и транспорта, а также улицы, находящиеся вблизи промышленных предприятий, загрязняющих воздух дымом, пылью и прочими отходами производства.

Поскольку в южных городах особое внимание надо уделять затенению наиболее облучаемых тротуаров и фасадов зданий, здесь лучше применять линейную посадку деревьев с широкой и плотной кроной.

На улицах с интенсивным движением автомобильного транспорта, с частыми сильными ветрами, поднимающими большое количество пыли,

целесообразны плотные посадки между проезжей частью и тротуаром.

Можно использовать асимметричные по высоте и размещению в плане улицы посадки, если это не противоречит архитектурному решению.

При недостаточной ширине улицы с интенсивным движением транспорта предпочтительны посадки между проездом и тротуаром, а на улицах с небольшим движением транспорта — посадки вдоль фасадов, если это необходимо по условиям инсоляции.

На перекрестках и поворотах улиц посадки размещают так, чтобы они не мешали видеть дорогу и движущийся транспорт пешеходам и водителям автомобилей, троллейбусов, трамваев.

При недостаточной ширине улиц в посадках одного ряда деревьев можно чередовать невысокие (для защиты тротуара) и высокие (для защиты фасадов зданий) деревья.

Во избежание застоя нагретого воздуха под кронами деревьев между ними оставляют интервалы, обеспечивающие проветривание (это особенно важно в южных городах).

Ряды деревьев сажают в полосе открытой почвы соответствующей ширины. Причем опоры для фонарей наружного освещения, а также мачты для проводов трамвая и троллейбуса можно размещать в полосе, отведенной для посадки кустарника. Посадку деревьев в границах тротуара допускают лишь в исключительных случаях (при очень интенсивном пешеходном движении на улицах недостаточной ширины).

Для рядовых посадок вдоль тротуаров улиц нельзя выбирать породы деревьев с поверхностной и сильно разветвленной корневой системой (во избежание повреждения покрытия тротуаров) .

На улицах городов средних и северных широт в полосах насаждений предусматривают необходимые участки для временного размещения снега, убранного с проезжей части.

В городах южных широт на улицах рекомендуется высаживать деревья в возрасте от 7 лет, в городах средних и северных широт — от 12, а кустарник — в возрасте не менее 4—5 лет.

Обновлено: 26 марта, 2019 Редактор